Отвечает логопед

Вначале было слово...

Как часто молодые мамочки ошибаются, полагая, что малыш отстаёт в речевом развитии и говорит мало слов.

Так что же можно считать словом в речи крохи,

а что — нет?

Подскажите, что же можно считать словом для малыша в 1 год 1 месяц? Понятно, что «мама», «папа», «дай», «на»это слова. А как быть с «бо-бо», «гав-гав» и разными усечёнными («мя»мя­чик, «та»Стасик)?

Словом считается даже соотнесённый лепет, то есть слова типа «ко-ко» (курица), «бо-бо» (больно), «му» (корова), если эти слова от­носятся к конкретному предмету или явлению. У годовалых деток эти слова называются аморфными или «первыми» словами. Также к сло­вам относятся звукоподражания («ав», «му», «ме» и т.д.). Главное — что они не случайное явление в словаре ребёнка, а постоянное и осознанное. Вокализации (сочетания гласных, тянущихся с разной интонацией), которые мы слышим у 2-5-месячных карапузов, слова­ми не считаются.

Что за «птичий» язык?

Зачем малыши изобретают обходные пути, вместо того, чтобы говорить обычными словами?

Дочке 1 год 1 месяц. Говорит простые слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «титя», «киса», «птчк» (птичка). Но кроме этого Юля произносит какую-то абракадабру. Может говорить по нескольку минут на «птичьем» языке. Всё, что она говорит, интонационно оформлено: можно различить вопросительные и утвердительные предложения. Использует разнообразные звуки, иногда можно различить слова и фразы: «ты куда?», «уйди», «я тут», «Люля тут» и т.д. Когда рассматривает книжкиобязательно «комментирует».

Она поздно начала лепетатьв 8 месяцев, к году лепетная речь пропала, и появился такой вот непонятный язык. Она как будто на иностранном разговаривает.

Вот и возник вопрос — нормально ли это, не повлияет ли на дальнейшее речевое развитие?

Ну конечно, нормально! При нормальном речевом развитии ребёнок прежде всего усваивает интонационную сторону речи: вокализирует, «мычит» на разные лады, помногу раз повторяет один и тот же слог. Это, между прочим, признак хорошего умственного развития. У деток с отставаниями сильно задерживается развитие эмоциональной окрас­ки речи. Не забывайте и о несовершенстве артикуляционного аппарата дочки: большинство звуков речи для неё пока ещё трудны, вот она и ис­пользует только те, что легко получаются. Ни о чём не беспокойтесь, через несколько месяцев будут первые осмысленные слова, и вы забу­дете о своих тревогах.

 

Подготовила учитель-логопед Агальцова И.Н. по материалам книги Натальи Пятибратовой "Отвечает логопед"

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время