Все родители хотят видеть своего ребенка успешным в школьном обучении. Развивая его учебные навыки, Вас начинает беспокоить, что ваша забота не всегда дает желаемый результат? Хотите, чтобы помощь ребенку оказалась эффективной? Необходимо определить, в чем причина трудностей.

Как же правильно определить уровень сформированности мелкой моторики ребенка, приступающего к школьным занятиям?

Прежде всего, давайте проверим способность к точным и ловким движениям рук при выполнении заданий. Если проблемы ребенка заключаются именно в недостаточной сформированности мелкой моторики, Вы сразу это определите, а значит, будете знать, на чем сконцентрировать усилия при коррекционной работе. Если же моторика диагностируется на хорошем уровне - будем искать причины дальше!

Итак, КАКИЕ ЗАДАНИЯ НАДО ПРЕДЛОЖИТЬ РЕБЕНКУ?

«КОЛЕЧКИ»

Оценка динамической организации двигательного акта. Большой палец необходимо поочередно соединять с каждым следующим пальцем, образуя «колечки». Начинаем с указательного к мизинцу, а потом в обратном порядке. Сначала каждой рукой по отдельности, потом двумя руками одновременно. А теперь – с закрытыми глазами!

Обращайте внимание на точность, ритмичность и отсутствие лишнего напряжения.

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

Предложите ребенку нарисовать круг, квадрат, треугольник и ромб

(для ребенка – можно предложить образец). Фигуры должны быть не слишком мелкие, равные по размеру и помещаться в ряд на листе.

Обращаем внимание на точность соединения линий, нажим уверенность в рисовании линий (без дрожи и многократных обведений). А теперь – пусть сотрет 1-2 фигуры резинкой.

Получается ли приложить достаточные усилия, чтобы стереть карандаш? Согласованно ли работают руки? Не мнется ли бумага?

«СКРЕПКА»

Необходимо скрепить несколько листов бумаги канцелярской скрепкой. Задание выполняется одной (ведущей) рукой. Другая рука лишь придерживает листы. Повторить можно несколько раз.

Получается ли сразу выполнить задание? Точны ли движения и достаточно ли силы прикладывает ребенок?

По итогам этих трех проб можно сделать вывод о уровне развития координации и точности движений пальцев. Если все задания или часть из них дались ребенку с трудом, если Вы отмечаете частые ошибки, неровные, дрожащие линии, сильный или слабый нажим - значит, мелкая моторика - та зона, на которую нужно обратить особое внимание при коррекции почерка.

Посмотрим теперь на сформированность и автоматизированность графических навыков.

«10 ЛИНИЙ»

Понадобится тетрадный лист с широкой разлиновкой и простой карандаш. Необходимо провести 10 прямых линий (“двигаясь” слева направо!), по одной в каждой строке, не касаясь разлиновки. Время упражнения ограничено - 1 минута.

Получается ли у ребенка уверенно проводить линии? А соблюдать условие “не касаться разлиновки”? Какой нажим - слабый, нормальный или слишком сильный?

Если все задания ребенок выполнил успешно, то это свидетельствует о сформированности и достаточно высокой автоматизированности графических навыков, а также о развитой произвольности. Развитая произвольность означает, что ребенок может учитывать заданные условия и соотносит со своим

выполнением разлиновку листа, образец и требования точности. А сформированные графические навыки позволяют “отразить” на бумаге понимание ребенком инструкции и смысла задания.

Диагностика сформированности мелкой моторики - это только часть комплексного обследования почерка ребенка. Но она позволяет найти причины плохого почерка, связанные непосредственно с графомоторными навыками ребенка, координацией и точностью движений.

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время