морюЭкскурсия в зоопарк: от дидактической игры к сюжетно-ролевой.
Все родители хотят, чтобы их дети много знали, хорошо ориентировались в окружающей действительности, умели правильно и красиво излагать свои мысли. Такой результат предполагает длительную работу, которая должна проходить в игровой форме. У родителей возникает вопрос: «Как и во что играть дома?»
На примере сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» совместно с дидактическими играми можно отработать с ребенком грамматический строй речи, расширить словарь. В игре отражается личный опыт ребенка. Для его формирования необходимо накопить знания и впечатления о самом зоопарке, животных, обитающих на его территории. Сначала нужно прочитать книги, посмотреть передачи о животных, рассмотреть иллюстрации, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного и увиденного. Можно нарисовать и слепить зверей из пластилина, глины, теста, затем посетить зоопарк и обязательно побеседовать с ребенком после экскурсии. Дома перед началом игры нужно подобрать игровой материал, создать игровое пространство.
Взрослый. Мы пришли в зоопарк. Сначала покупаем билет в кассе, показываем его контролеру и проходим через турникет.
Дети играют в игры.
Дидактическая игра «Кого и где ты видел?»
Цель: упражнение в использовании предлогов, согласовании слов.
Необходимо подставить нужные предлоги в словосочетания.
Я увидел льва ... вольере, обезьяну ... пальмой, уток ... пруду.
Дидактическая игра «Какая, какой?»
Цель: обучение описанию животного.
Обезьяна (какая?) — быстрая, ловкая, забавная.
Лев (какой?) — сильный, хищный.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: развитие глагольного словаря.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Взрослый. У каждого из вас картинка. Нужно сказать, какое животное что делает.
Обезьяна ест бананы. Зебра пьет воду. Тигр охотится.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: работа над грамматическим строем речи.
Взрослый. В зоопарке есть лечебница для зверей. Заболели животные и пошли к Доктору Айболиту. Кто и с кем пришли лечиться к доктору? Нужно каждому животному найти пару. Например: «лев со львятами», «тигрица с тигренком», «слониха со слоненком».
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: работа над уменьшительно-ласкательными понятиями.
Взрослый. Доктор Айболит любит животных и называет их ласково. Как бы он назвал ласково львенка? (Львеночком.) Слоненка? (Слоненочком.) Тигренка? (Тигреночком.)
Дидактическая игра «Сосчитай»
Цель: согласование числительного с существительным.
Взрослый. В зоопарке есть фотоателье. Звери и птицы пришли фотографироваться. Нужно сосчитать животных от 1 до 5. Итак, начали: один тигр — два тигра — три тигра — четыре тигра — пять тигров, один лев и т.д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: работа над парадигматическими отношениями (антонимия).
У льва хвост длинный, а у медведя...
Тигр бегает быстро, а черепаха ползает...
Отгадывание загадок
Взрослый составляет загадку, перечисляя характерные признаки животного. Одновременно ребенок по данному образцу придумывает свою загадку.
Взрослый. Это животное живет в Африке.
Ребенок. Это животное живет на Севере.
Взрослый. Он большой, серый.
Ребенок. Он большой, белый.
Взрослый. У него есть клыки, длинный хобот, короткий хвост. '
Ребенок. У него есть маленькие уши, короткий хвост, тело покрыто белой шерстью.
Взрослый. Он питается травой, сеном.
Ребенок. Он питается рыбой, ягодами.
В процессе использования дидактических игр у ребенка расширяются представления об окружающем мире, развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, которые являются психологической базой речи. Активизируется и расширяется словарный запас, формируется грамматический сирой речи, развивается мелкая моторика, диалогическая и монологическая формы речи. Дидактические игры помогают перейти к сюжетно-ролевой игре.
Подготовила учитель-логопед Агальцова И. Н. по материалам журнала «Логопед».