морюЭкскурсия в зоопарк: от дидактической игры к сюжетно-ролевой.

Рекомендации для родителей

Все родители хотят, чтобы их дети много знали, хорошо ориентировались в окружаю­щей действительности, умели правильно и красиво излагать свои мысли. Такой результат предполагает длительную ра­боту, которая должна проходить  в игровой форме. У родителей возникает вопрос: «Как и во что играть дома?»

На примере сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» совместно с ди­дактическими играми можно от­работать с ребенком грамматиче­ский строй речи, расширить сло­варь. В игре отражается личный опыт ребенка. Для его формиро­вания необходимо накопить зна­ния и впечатления о самом зоо­парке, животных, обитающих на его территории. Сначала нужно прочитать книги, посмотреть пе­редачи о животных, рассмотреть иллюстрации, обязательно по­беседовать по содержанию про­читанного и увиденного. Можно нарисовать и слепить зверей из пластилина, глины, теста, затем посетить зоопарк и обязательно побеседовать с ребенком после экскурсии. Дома перед началом игры нужно подобрать игровой материал, создать игровое про­странство.

Взрослый. Мы пришли в зоопарк. Сначала покупаем билет в кассе, показываем его контро­леру и проходим через турникет.

Дети играют в игры.

Дидактическая игра «Кого и где ты видел?»

Цель: упражнение в исполь­зовании предлогов, согласовании слов.

Необходимо подставить нужные предлоги в словосоче­тания.

Я увидел льва ... вольере, обезьяну ... пальмой, уток ... пруду.

Дидактическая игра «Какая, какой?»

Цель: обучение описанию жи­вотного.

Обезьяна (какая?) — быстрая, ловкая, забавная.

Лев (какой?) — сильный, хищный.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель: развитие глагольного словаря.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Взрослый. У каждого из вас картинка. Нужно сказать, ка­кое животное что делает.

Обезьяна ест бананы. Зебра пьет воду. Тигр охотится.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: работа над грамматиче­ским строем речи.

Взрослый. В зоопарке есть лечебница для зверей. За­болели животные и пошли к Доктору Айболиту. Кто и с кем пришли лечиться к доктору? Нужно каждому животному найти пару. Например: «лев со львятами», «тигрица с тигренком», «слониха со слоненком».

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: работа над уменьши­тельно-ласкательными поняти­ями.

Взрослый. Доктор Айбо­лит любит животных и называ­ет их ласково. Как бы он назвал ласково львенка? (Львеночком.) Слоненка? (Слоненочком.) Ти­гренка? (Тигреночком.)

 

Дидактическая игра «Сосчитай»

Цель: согласование числи­тельного с существительным.

Взрослый. В зоопарке есть фотоателье. Звери и пти­цы пришли фотографироваться. Нужно сосчитать животных от 1 до 5. Итак, начали: один тигр — два тигра — три тигра — четыре тигра — пять тигров, один лев и т.д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: работа над парадигма­тическими отношениями (анто­нимия).

У льва хвост длинный, а у медведя...

Тигр бегает быстро, а черепа­ха ползает...

Отгадывание загадок

Взрослый составляет загадку, перечисляя характерные признаки животного. Одновременно ребенок по данному образцу придумывает свою загадку.

Взрослый. Это животное живет в Африке.

Ребенок. Это животное жи­вет на Севере.

Взрослый. Он большой, серый.

Ребенок. Он большой, бе­лый.

Взрослый. У него есть клыки, длинный хобот, короткий хвост. '

Ребенок. У него есть ма­ленькие уши, короткий хвост, тело покрыто белой шерстью.

Взрослый. Он питается травой, сеном.

Ребенок. Он питается ры­бой, ягодами.

В процессе использования дидактических игр у ребенка расширяются представления об окружающем мире, развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, которые являются психологиче­ской базой речи. Активизируется и расширяется словарный запас, формируется грамматический сирой речи, развивается мелкая моторика, диалогическая и моно­логическая формы речи. Дидак­тические игры помогают перей­ти к сюжетно-ролевой игре.

 

 Подготовила учитель-логопед Агальцова И. Н. по материалам  журнала «Логопед».

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время