Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии речи детей.

 

учитель-логопед Нежурина Т.А.

 

За последние годы резко возросла речевая патология дошкольников. У 70%  детей, посещающих детский сад, имеются признаки задержки речевого развития разной степени выраженности: осложнённые формы ОНР. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, а некоторые раздражительными.

       В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах. Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов. Если имеет место задержка речевого развития или общее недоразвитие речи, отставание затрагивает все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (понимание речи). Следовательно, работа над пониманием речи неговорящими детьми просто необходима.

Учителю - логопеду образовательного учреждения приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является использование нетрадиционных техник аппликации.

Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.
Аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии. 
   Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. 
У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
       Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.  Аппликация - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

      Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение - невозможно. При этом активно используется речь взрослого как для  расширения пассивного словаря , так и для стимуляции активного.

       Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. В художественном творчестве по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании  выполненных работ по аппликации положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Формируя умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из нее предмет и действие, дети широко используют демонстрацию действий. Сначала действия повторяются вслед за логопедом, а затем они называются самостоятельно. Называя этапы работы по созданию аппликации, закрепляется правильное употребление в речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного падежей. Развитие у детей  с общим недоразвитием речи, способности вслушиваться в речь, различать, выделять, сравнивать, правильно называть грамматические формы способствует  коррекции речи.

    Виды нетрадиционных техник аппликации:

- обратная аппликация;

- мозаика;

- айрис фолдинг-радужное складывание;

- из ваты и тополиного пуха;

- из конфетти;

- из поролона;

- из изоленты;

- посыпание (из соли, круп, яичной скорлупы);

- 3 –Д (объёмная); 

- вдавливание (пластилинография))

- торцевание.

Структура занятий по художественному творчеству по аппликации состоит из трех частей:

- Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

- Основная часть (практическая). Именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

- Заключительная часть. Происходит сравнение, анализ  работ, поощрение и обыгрывание сюжетов.

     Чем  же полезны занятия аппликацией:

 а) Помогают развитию многих психологических аспектов: происходит развитие памяти, формирует зрительные восприятия, улучшает воображение и фантазию, пространственные представления, воспитывает трудолюбие, терпение и целенаправленность.  

 б) Умственное воспитание поможет детям лучше ориентироваться в представлении окружающих форм и пространственном положении различных предметов, разнообразии оттенков цветовой гаммы. Формируются такие мыслительные навыки как синтез, анализ, сравнение.

в)   Происходит накопление словарного запаса, дети учатся общению.

г)  На занятиях создаются отличные условия для приобретения таких важных качеств человека как самостоятельность и проявление инициативы.

д) Происходит трудовое воспитание. Ребенок учится пользоваться различными инструментами, вырезать ножницами, используя кисточку и клей приклеивать и т. д. Трудолюбие воспитывается в процессе подготовки к работе и уборке рабочего места после ее окончания.

     Именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются психические функции, поэтому использование  нетрадиционной техники аппликации помогает в решении проблемы развития речи. Речь ребенка, развиваясь в практической деятельности, благодаря разным приемам работы с бумагой, помогает развить планирующую, контролирующую и коммуникативную стороны речи.

 

 

По материалам интернет-сайтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время