Театрализованная деятельность на моих занятиях не предполагает развития   профессиональных актерских умений у детей. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение их речевых дефектов.

Виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
           Основные направления  моей  логопедической работы:
1. Развитие  артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2.Развитие координации движений,мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
3.Развитиемимики,  жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный процессы  проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в игровой и сказочной атмосфере.Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют  этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. На материале различных сказок  успешно используются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи. Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам: «Расти, расти репка крепка», «Расти, расти репка сладка». Можно произносить фразы с различной силой выдыхания: «Кто-кто,  в теремочке живёт?», «Я – мышка-норушка» ( с разными героями сказки «Теремок»). В упражнении «Песенка Волка»  на каждое слово воздух выгоняется с силой: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»(к сказке «Волк и семеро козлят»). Упражнение «Машенька заблудилась» (тихо-громче-громко проговариваем «ау»), «Песенка Козы»(высоко),  «Песенка волка»(низко). В упражнении «Высоко-низко»- произнести низким голосом слова Морозко, высоким  голосом слова девушки : «Тепло ли тебе, девица?»(низко), «Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка» (высоко).  Чтение отрывков из сказок стихотворной формы произносим  с постепенной сменой силы голоса (Например: «Пошла муха на базар и купила самовар» (1 строчка - одна артикуляция, 2 -  шепот, 3-тихо,4-громче,5-громко,6-тихо,7- шепот,8- одна артикуляция). На  развитие темпа  и голоса используются упражнения «Медленно-быстро», «Шепотом и громко». Например, нужно произнести фразу «Нам не страшен серый волк!». На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок» (хитрую лису, злого волка,  храброго зайца и т.д.) - проговаривание фраз из сказок  разной интонацией. На развитие слухового внимания  использую игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),  Например:       Русалочка, Морозко, Хаврошечка, Колобок, Репка.     

Детям интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко» - «Морозко»,  «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка»,   «Кепка» - «Репка»,  «Коробок» - «Колобок»? «Кусалочка»-«Русалочка» и т.д.  В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, репочка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка , и т.д.  В игровом упражнении «Длинные слова» - дети учатся образовывать сложные слова  (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой  он? (одноногий), у волка острые зубы (острозубый); у Русалочки длинные волосы. Какая она ? (длинноволосая) и т.д. Образование антонимов  быстрее отрабатывается в  игровом упражнении «Всё наоборот» (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.). Упражнение «Если  бы, да кабы…» развивает умение строить сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Детям предлагается закончить предложение, которое строится по схеме: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…». «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).Одной из любимых игр является «Хорошо –плохо». Дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.  На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Обманчивые истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку. Очень полезно придумывать свои варианты окончаний  к знакомым сказкам. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… В  упражнении «Сказка наизнанку» героев известных сказок меняем местами, т.е. добрых делаем злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми или наоборот. Увлекательным является упражнение «Салат из сказок», когда предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Придуманные сказки дети могут инсценировать в дальнейшем в группе с помощью кукол, игрушек.

Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ логопеда дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например, потешка «Как на нашем на лугу».(Как на нашем на лугу, стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, поклевали, улетели!). Если дети сами инсценируют потешку, тогда на голову надеваем им шапочки птиц. На детском столе стоит чашка. Стол желательно покрыть зеленой тканью или бумагой (луг). Двое детей изображают птиц. Помахивая рукавами (крыльями), они подлетают, клюют, улетают. В инсценировках потешек у детей развивается внимание к речи взрослого, выполнение действий вместе со словами, непроизвольное запоминание потешки, ее грамотическое оформление. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые фомы слов (водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т.д.)., одновременно усваиваются не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. ( Например: серенькая кошечка, масляна головушка, коза рогатая, береза белая). В произведениях народного творчества встречаются и числительные. Знакомясь с ними дети как правило непроизвольно запоминают числовой ряд.).

Для использования в логопедической работе литературных произведений их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.

На своих занятиях я использую  – фланелеграф, настольный театр картинок и игрушек, пальчиковый, плоскостной, перчаточный, различные игры, загадки, аудиозаписи сказок.

Список используемой литературы:

1.Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет – Волгоград: Учитель, 2011.-127 с.

2.Миронова О.С. Учимся сочинять и рассказывать. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.

3.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.-  (Логопед в ДОУ).

Подготовил учитель-логопед Агальцова И.Н.

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время